|
С самого рождения ребёнок является
первооткрывателем, исследователем того мира, который
его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь,
страх и радость
Во все времена матери учили и учат
своих детей тому, что на их взгляд, пригодится
ребенку в жизни, так со временем менялось и
отношение к проблеме приобщения детей к социальной
действительности: к его целям, содержанию, методам.
Человеку нужно как можно раньше
получить позитивный социальный опыт реализации
собственных замыслов. Все возрастающая динамичность
экономических и социальных отношений людей требует
поиска новых, нестандартных действий в самых разных
обстоятельствах. Подобное умение необходимо
воспитывать с детского возраста.
По инструкции педагога дошкольники
выполняют различные задания и создают конкретные
продукты. Эти продукты можно предъявлять окружающим,
однако они не являются выражением творческих
замыслов ребенка, а представляют собой результат
освоения программного содержания
Другими словами, если ребенок захотел что-то
нарисовать, потом взял карандаш, лист бумаги и
осуществил свой замысел, то это не будет являться
проектной деятельностью – все действия ребенка
выполнены в рамках традиционной продуктивной
деятельности.
В настоящее время проектная
деятельность органически входит в новые стандарты
начального образования. Однако и дошкольные
образовательные учреждения вводят метод проектов в
детском саду.
Проекты в детском саду носят, как
правило, обучающий характер. Дошкольники
по своему психофизиологическому развитию еще не
способны самостоятельно от начала до конца создать
собственный проект. Поэтому обучение необходимым
умениям и навыкам является основной задачей
воспитателей.
Проекты в детском саду могут быть
• Творческие (оформление результата в виде
детского праздника);
• Информационные (дети собирают информацию и
реализуют ее);
• Ролевые (с элементами творческих игр, когда
дети входят в образ персонажей сказки, решают по
своему поставленные проблемы);
• Исследовательские (дети экспериментируют, а
затем результат оформляют в виде газеты,
драматизации).
Так как ведущей деятельностью
дошкольников является игра, то предпочтение отдается
творческим и ролевым видам.
Групповые проекты в детском саду
могут стать первой ступенькой.
Но сначала воспитатель составляет свой
педагогический проект, который включает несколько
этапов:
Первый этап:
-Выбор темы. Один из способов введения
в тему связан с использованием модели «трех
вопросов»:1. Что знаю? 2. Чего хочу узнать? 3. Как
узнать?
На данном этапе диалог с детьми,
организованный педагогом, способствует не только
развитию саморефлексии ребенка в области познания
собственных интересов, развитию речи и собственно
речевого аппарата.
Второй этап:
-Реализация проекта.
Реализация проектов происходит через различные виды
деятельности (творческую, экспериментальную,
продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе –
создать в группе условия для осуществления детских
замыслов.
Уникальность применения проектного
метода в данном случае заключается в том, что второй
этап способствует разностороннему развитию, как
психических функций, так и личностных качеств
ребенка.
Третий этап:
-Презентация проекта. Важно, чтобы в
основу презентации был положен материальный продукт,
имеющий ценность для ребенка. В ходе создания
продукта раскрывается творческий потенциал
дошкольников, находят применения сведения,
полученные в ходе реализации проекта.
Проектная деятельность - это
интеллектуальный труд. Подавление детской
инициативы всегда блокирует поисковое поведение,
из-за чего может развиваться пассивная позиция и в
будущем (в школе и жизни, когда при каждом
столкновении с трудностями человек капитулирует).
Технология проектирования требует от
педагога терпения, любви к ребенку, веры в его
возможности. Зачем же нужны проекты?
Проекты:
Помогают активизировать самостоятельную
познавательную деятельность детей;
Помогают осваивать детьми окружающую
действительность, всесторонне изучать ее;
Способствуют развитию творческих способностей детей.
Способствуют умению наблюдать;
Способствуют умению слушать
Количество участников проекта не
ограничено. Это может быть как один человек, так и
целый детский сад.
В нашей группе мы составили и
провели проект « Каждой пичужке – наша
кормушка» - краткосрочный 1 неделя.
В плане решения воспитательных задач
этот проект создает объективную предпосылку для
воспитания у детей бережного отношения к живой
природе. Оформлялась папка – передвижка, картотека
загадок, стихов о птицах, осуществлялся подбор
литературы, проводилась беседа, что ты знаешь о
птицах. С детьми заучивались стихи о птицах,
загадывались загадки, проводились дидактические
подвижные игры. Совместно с детьми оформлялся стенд
про зимующих птиц, также занимались продуктивной
деятельностью – рисование, лепка, прослушивались
голоса птиц записи. В процессе реализации проекта
дети совместно с родителями мастерили кормушки.
Завершающий этап – выставка детских работ
по теме проекта,
развлечение «Праздник птиц».
Результаты проекта:
Мы считаем, что в результате проделанной работы есть
положительные результаты:
Развиваются умственные способности детей, которые
проявляются в умении экспериментировать,
анализировать, делать выводы:
У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои
впечатления через различные виды деятельности.
Родители расширили возможности сотрудничества со своими детьми,
прислушиваясь к их мнению;
Вовлекаются не только в воспитательно-образовательный процесс своей
группы, но и процесс развития дошкольного
учреждения.
Работа над исследовательскими
проектами интересна тем, что диапазон знаний детей
оказывается чрезвычайно широким, и он постоянно
возрастает, так как малыши начинают добывать знания
самостоятельно, привлекая все доступные средства.
Метод проектирование деятельности
дошкольников на современном этапе развития
дошкольного образования, является одним из
приоритетных методов.
Благодаря проектам у детей:
Формируются навыки исследовательской деятельности,
познавательной активности, творчества,
самостоятельность;
Развивается умение планировать свою деятельность, работать в коллективе,
что в дальнейшем будет способствовать успешному
обучению детей в школе.
Для педагогов преимуществом
проектного метода является:
Повышением качества образовательного процесса;
Одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие
познавательных навыков детей, умение самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве;
Развитием критического и творческого мышления;
Способствует повышению компетентности педагогов.
Таким образом, освоение педагогами
технологии проектирования позволит повысить уровень
их профессионального мастерства и создать в ДОУ
условия для эффективной воспитательно-
образовательной работы.
P.S.
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Позволь мне сделать, и это станет
моим навсегда.
Используя проектный метод деятельности, на следующий
учебный год есть потребность удовлетворить
познавательную активность детей в сфере
экологического воспитания, это поможет детям
осознать многостороннее
значение природы, получить опыт по природоохранной
деятельности, а педагогам отнестись к наблюдениям
детей серьёзно, проявить доброжелательное, заинтересованное
отношение к детским исследованиям. |
|